Премьерный спектакль по пьесе Горького «Дети солнца» – несомненная удача театрального коллектива. Хотя слышал, что он вызвал неоднозначную реакцию и споры. Наверное, это и хорошо. Значит, зацепило, работа коллектива не оставила зрителей равнодушными. Как было сказано в анонсе к спектаклю, человек здесь не звучит гордо. Герои живут каждый в своём маленьком мирке и пытаются противостоять миру опасному, враждебному, грозному, что окружает их. Эта сила не персонифицирована. Оформление сцены и световое решение великолепно подчёркивает эту идею. Персонажи пьесы на небольшом островке света, а вокруг тьма – грозная и пугающая. Музыкальное сопровождение, фоном звучащее на протяжении всего действия усиливает состояние тревоги и напряжённости.
В спектакле нет примет времени, он вне его. Как сказал сам режиссёр-постановщик Анатолий Ледуховский, он рассматривает идею произведения Горького абсолютно современной и созвучной сегодняшнему дню. Вечные темы одиночества, отчуждения, неразделённой любви, надежды на светлое будущее. Ощущение, что всё происходит здесь и сейчас – главное, что хотел вызвать режиссёр у зрителей. И это ему, без сомнения, удалось. Пусть будут разные мнения о способах сценического воплощения, но это право режиссёра.
Каждый из героев борется с этим одиночеством, страхом перед реальностью, как может. И, конечно, каждый хочет быть счастливым в меру своего понимания жизни и духовного развития. Химик Протасов (Алексей Ситников) уходит в свою работу с головой и ничего не хочет замечать вокруг, в том числе и свою жену Лену (Елена Тоцкая), которая несмотря ни на что любит его. Мелания (Ольга Баркова) любит Протасова и пытается найти отраду в этой любви, даже зная, что он не ответит ей. Вагин (Сергей Наджафов) любит Лену, но его чувство безответно, потому что она только глубоко уважает его как человека. В свою очередь, Лена пытается добиться внимания и понимания от мужа, но он продолжает думать только о себе и своей научной работе. Нигде не говорится о том, кому и зачем нужна эта работа. Видимо, только ему самому как спасительная соломинка, за которую он держится. Чепурной (Игорь Лебедев) постоянно шутит, относится ко всему с иронией. Но в конце пьесы мы видим, что вся его ироничность тоже только маска, а он наоборот оказывается самым ранимым из всех и кончает жизнь самоубийством, не перенеся отказа Лизы (Оксана Семенюк). Горничная Фима (Екатерина Бычкова) старается подороже продать свою молодость и красоту. Слесарь Егор (Гига Макаридзе), несмотря на свою грубость, несчастный униженный человек, который спасается беспробудным пьянством и, самоутверждаясь, постоянно избивает свою жену. Тяжелее всех Лизе с её сверхобострённой чувствительностью. Она отказывает Чепурному, боясь испортить ему жизнь, так как знает, что у неё нервная болезнь, но узнав о его смерти, не выдерживает и сходит с ума.
Магия театра, волшебство актёрского искусства срабатывает в полной мере. Образы воплощены настолько живо, настолько жизненно, что действие захватывает, вовлекаешься и переживаешь вместе с героями. И более того – видишь своих современников. Всё что происходит на сцене, настолько жизненно и актуально сейчас. И, может быть, даже ещё острее в нашу эпоху Интернета и виртуальной реальности, ставшей ещё одним способом бегства от действительности.
В пьесе нет «хэппи энда». Мечта о детях солнца и прекрасном, счастливом, будущем, о котором говорит Протасов, остаётся только мечтой. Может быть, она поможет им справиться с обстоятельствами. Ощущение грусти остаётся после спектакля. Героев искренне жаль. Смогут ли они найти своё счастье?
У Горького действие происходит после событий 1905 года. Мы все знаем, каков был исторический контекст того времени. Но… часто ли были у нас другие времена? И как же важно всегда, в любую эпоху хранить хотя бы то, что мы имеем, беречь близких и любимых. Ведь от этого может зависеть человеческая жизнь.
Задумаемся…
Артур Коновалов