Муниципальное автономное учреждение культуры
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской» г. Новочеркасска
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Под знойным солнцем по желтому песку пустыни...

Действие происходит в небогатой интеллигентной семье. Ее глава – ученый-химик Павел Протасов (Алексей Ситников) так увлечен своими научными опытами, что не замечает скучающей жены (Елена Тоцкая). Той приходится довольствоваться ухаживаниями старого друга хозяина - художника Вагина (Сергей Наджафов). За сестрой Протасова Лизой (Оксана Семенюк) ухаживает ветеринар Чепурной (Игорь Лебедев). А сестра Чепурного Мелания, вдова мясоторговца (Ольга Баркова) влюблена в Протасова. Картину дополняет всегда ворчащая старая нянька Антоновна (заслуженная артистка РФ Валентина Иванкова), сексапильная и очень практичная горничная Фима (Екатерина Бычкова), не просыхающий от спиртного слесарь Егор (Гига Макаридзе), другие персонажи. По такому составу можно предположить: просто водевиль какой-то! «Саша любит Машу, Маша любит Пашу, Паша любит Глашу…». А тут еще сам Горький относится с иронией к своим героям и вкладывает им в уста такие реплики, что вызывают откровенный смех в зале.

Любопытно, что Алексей Максимович, оказавшийся в Петропавловской крепости после Кровавого воскресенья 9 января 1905 года, просил у тюремного начальства разрешения написать … комедию! В результате вышла пьеса о том, что русской интеллигенции делать с русским народом.

А столетие спустя в Новочеркасском драмтеатре получился спектакль–нерв. Не для отдыха и дрёмы в зале. Удивительно, но скучная, с моей точки зрения, пьеса, которую никогда не хотелось перечитать (да и на сцене увидеть – тоже), превратилась в спектакль, зацепивший с первой минуты и не отпустивший даже на выходе из театра. Несколько музыкальных нот «достали» зрителя в буквальном смысле: они звучали и в антракте, и после окончания спектакля. Всего несколько нот, сыгранных на фортепиано.

Постановка получилась удивительно цельной: в ней слились воедино музыка, световые эффекты, звук. Всё усилено, увеличено, приближено, подчеркнуто: шарканье по сцене ног, бесконечные взрывы в лаборатории Протасова, экстравагантное поведение героев – ножки Елены, заброшенные на стол, сцена в купальниках, горничная Фима, постоянно одергивающая совершенно символическую мини-юбку…

Спектакль получился удивительно динамичный, несмотря на километры текста (бесконечные диалоги) и практически бессобытийность на протяжении почти двух актов. И вот эти километры текста – каждое слово! – играет. Даже когда в финале все актеры выстраиваются на авансцене – каждый с солнцем в руках – и лишь проговаривают слова своих героев, видишь действие: фактически здесь происходит потасовка! Даже серьезнее – бунт, погром, чудом не убийство. И самоубийство – рядом.

Целая галерея совершенно разных людей, живущих бок о бок, не замечающих, не понимающих близких. Не отличающихся деликатностью, мучающих тех, кого следовало бы любить.

Протасову с его химическими опытами не до жены Елены, возникающие бытовые проблемы он не умеет и не желает решать, все пытается свалить на чужие плечи. Он не любит темных комнат, а светлых в этом доме нет – и на сцене так же. Лиза боится красного цвета, он напоминает о погибшем на ее глазах парне, а Елена, как нарочно, носит в спектакле разные наряды, но все – красные. Нянька, «старуха-хлопотуха», вроде бы заботящаяся о здоровье больной Лизы, своей сверхопекой делает ей только больней и хуже.

На сцене течет безвременье. Если не знать, что действие, по пьесе, происходит в начале XX-го века, можно решить, что «дети солнца» живут здесь и сейчас. Костюмы актеров немного ретро, но это очень условно. Главное, что все это происходит НАКАНУНЕ – это постоянно ощущает зритель.

Накануне чего? Краха империи? Пьеса написана в канун первой русской революции, и, по мнению критиков, в ней Горький не просто предсказывал грядущую бурю, но осознавал ее неизбежность.

А может быть, накануне катастрофы таких вот бесчувственных мирков, переворота сознания человеческого?

Я не люблю слов: режиссер хотел сказать. Для меня, безусловно, важнее: что я услышала. А я услышала вот это – НАКАНУНЕ. И нужно же что-то делать, чтобы оно не застало врасплох.

… В спектакле предчувствует беду только Лиза. Ее коснулось то, с чем незнакомы еще другие. «Я видела, - говорит она, как вырвалась на улицу ненависть и люди, дикие, озлобленные, с наслаждением истребляли друг друга. Однажды их злоба обрушится на вас». Но ее не слушают, списывают все на ее болезнь, на ее нервы. «Я боюсь тех, кто меня не понимает! – объясняет Лиза. -Вот чем я больна». Непонимание заканчивается страшным – самоубийством любящего ее Чепурного, не понявшего, что она испытывает к нему взаимное чувство. И в тривиальном пьянице Егоре Лиза первой, единственной  разглядела будущего погромщика,  врывающегося во двор Протасовых с целой страшной толпой в финале спектакля.

Актеры играют в спектакле великолепно – все. Но открытием для многих стала Оксана Семенюк, сыгравшая роль Лизы. Она и ее главный партнер Игорь Лебедев (Чепурной) однозначно восприняты зрителями как главные герои спектакля. Лиза и Борис Николаевич в их исполнении – это характеры и биографии. Перед нами - оголенные нервы и чувства Лизы, ее недавнее прошлое: видимо, она стала свидетелем трагедии – Кровавого воскресенья. Влюбленный, заботливый, с чувством юмора и украинскими корнями, добродушно-грубоватый Чепурной с неизменной тюбетейкой на голове так отличается от других ролей Лебедева, что при первом появлении его на сцене сомневаешься, он ли это. Куда-то прячутся даже такие узнаваемые в «Дон-Кихоте» и «Идиоте» руки.

Мелания (Ольга Баркова) – и смех, и грех! Она реальна и гротескна. Над ней можно и посмеяться (простая, безграмотная, по уши влюбленная купчиха), и пожалеть (а влюблена-то по-настоящему). А как искренне и щедро пытается она приобщиться к науке, которой занимается ее возлюбленный: от попытки запомнить слово «гидатопироморфизм» и рассмотреть водоросль под микроскопом до готовности купить Протасову роскошную лабораторию.

Горничная Фима (Екатерина Бычкова) – это отдельный спектакль. Чего стоит только сцена с яблоком! Пластический этюд… А торг с Мишей (Алексей Бычков) по поводу стоимости ее содержания!

Неожиданна нянька в исполнении Валентины Иванковой. Такой колоритный типаж! Она неприятна, раздражающа, угнетающа – этакий негатив звучно шаркает по дому Протасова.

Всех не перечислишь. Всем – спасибо. Не помню, кто из приезжих режиссеров говорил, что с нашей труппой можно поставить всё. Это вызывает законную гордость и хочется погреться в лучах чужой славы: «Наши!».

А подняться «нашим» на еще более высокую ступень театрального искусства, создавшим такой спектакль, где каждому удалось в полной мере показать себя, такую возможность, конечно же, дали режиссер-постановщик (он же - художник по свету) лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Анатолий Ледуховский,  художник-постановщик, также лауреат «Золотой маски», Степан Зограбян, художник по костюмам София Зограбян и композитор Мария Галкина.

 

Елена Надтока.

Газета "Частная лавочка" №39, 18 октября 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?