Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской.
Казачий драматический театр

(8635) 22-40-30

О нас пишут

photo_

«Бешеные» деньги - чужие деньги

Начало ноября Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) встретит новым спектаклем. Зрителей ждет премьера «Бешеных денег» по пьесе А.Н. Островского.

Примечательно, что это будет уже третья постановка известнейшего произведения русского драматурга на сцене новочеркасского театра. В свое время спектакль открывал театральный сезон 1891 года, тогда товариществом актеров (1891-1894 гг.) руководил Н.Н. Синельников - выдающийся режиссер, актер, деятель театра, поставивший за три года своей работы на новочеркасской сцене тридцать (!) спектаклей по произведениям классики. Именно Синельников пригласил в свое товарищество никому тогда еще неизвестную Веру Комиссаржевскую, чье имя вскоре загремело по всей театральной России, а в год ее столетнего юбилея было присвоено театру. Через сорок лет, в 1931 году, «Бешеные деньги» вновь вошли в репертуар театра в постановке С.П. Машинского, главного режиссера и директора с 1930 по 1932 годы. И вот сегодня, спустя без малого восемьдесят семь лет бессмертная (в прямом смысле этого слова) пьеса Островского возвращается в Новочеркасск  в постановке главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Чувашии Ашота Восканяна.

 

Сам А.Н. Островский назвал «Бешеные деньги» комедией — здесь много живого, искрометного юмора и стремительных поворотов событий, однако, слишком уж весёлой эту историю назвать трудно. Как и в большинстве своих пьес драматург использует классический прием — «смех сквозь слезы» — высмеивая конкретных персонажей, он наглядно показывает пороки и недостатки российской действительности своего времени. А только ли своего?  У действующих лиц пьесы одна цель — богатство: ничем не гнушаясь, они готовы на обман и подлог, предательство и измену ради этих самых звонких, вечно ускользающих «бешеных» монет. Никого не напоминает?

Вот только несколько героев пьесы. Телятев, всегда веселый и любезный, всегда процветающий, но… за чужой счет. У него долгов — несколько сотен тысяч, ему грозит «яма», однако его это ничуть не беспокоит — он живет одним днем, причем на широкую ногу. Или еще один  типаж  - «князенька» Кучумов. Эдакий большой растерявшийся ребенок, он хвастает направо и налево — о том, как превосходно идут его дела, о том, как он влюблен… Рассуждает витиевато и весьма искусно, лишь бы достичь желаемого здесь и сейчас. Многие даже верят, не подозревая, что он беден и скуп. А милая, но донельзя эгоистичная и избалованная красавица Лидия Чебоксарова! Она даже вообразить не может свою жизнь без роскошных и дорогих вещей. Сама мысль о том, что у нее не будет денег на капризы и желания, ей невыносима.

«Вы никогда не задавали себе вопрос, чем так велик Островский? У него нет ни одной пустой реплики - каждая создает рисунок персонажа, — говорит режиссер-постановщик спектакля Ашот Восканян. — Одной только фразы Надежды Антоновны, матери Лидии, «Состояние можно получить по наследству или, если повезет, в карты выиграть» достаточно чтобы сразу понять суть этого персонажа — других способов добыть деньги, например, заработать честным трудом, эта героиня просто не представляет.

Зато об этом знает еще один персонаж, которому   принадлежит уже ставшая крылатой фраза «… из бюджета я не выйду». Савва Васильков — далеко не проходной типаж в череде героев пьесы. Он тоже являет собой символ денег, но других — заработанных честным и нелегким трудом. Не от скупости он тревожится превысить «бюджет», а от понимания своей ответственности за них.

«Вообще, что такое «бешеные» деньги? Это чужие деньги, они бегут из вашего кармана – они не ваши, - подчеркивает Ашот Восканян. — Не даром деньги, заработанные собственным трудом, «счет любят».  Островский мастерски противопоставляет Василькова кучумовым, телятевым, глумовым – мошенникам и плутам».

В «Бешеных деньгах» автор выстраивает ситуации таким образом, что невольно начинаешь осознавать, что все человеческие чувства и поступки оцениваются исключительно купюрами, денежный интерес — единственный движущий мотив. 

Актуально? Безусловно. Ашот Восканян: «Наша главная проблема в том, что сегодня всем правит культ денег. У человека может быть интеллект, жизненная позиция, принципы... Но, по большому счету, это мало кому интересно — всё это могут восполнить деньги! Не случайно Васильков говорит, что «в яму попадают и честные люди… Больше надо бояться той бездонной ямы, которая называется развратом, в которой гибнет и имя, и честь, и благообразие женщины. Ты боишься ямы, а не боишься той пропасти, из которой уж нет возврата на честную дорогу?» Вот о чем говорит Островский: господа, кроме денег на свете есть душа, совесть, честь!» 

Закончив пьесу в 1869 году, драматург собирался назвать ее «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», которые бы в полной мере отразили идею произведения. Подобный прием – называть пьесы русскими пословицами и поговорками — свойственен А.Н. Островскому, знатоку народного языка, его образности и афористичности. Но автор ограничился лаконичным фразеологизмом «Бешеные деньги». Лаконичным, но очень содержательным, создав некую интригу.  Кому-то из зрителей она известна, кто-то классику подзабыл. В любом случае, Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской покажет СВОЮ интерпретацию истории «Бешеных денег», поэтому и мы раскрывать интриги не станем. Скажем лишь, что действие происходит в середине XIX века в Москве. Провинциал Савва Геннадич Васильков приезжает в столицу, влюбляется в «светскую даму» Лидию Чебоксарову и хочет на ней жениться…

В спектакле заняты заслуженные артисты РФ Ирина Шатохина и Александр Иванков, а также — Сергей Наджафов, Елена Тоцкая, Артур Исаев, Роман Пуличев, Гига Макаридзе, Евгения Ермолова. Художник-постановщик Александр Лютов, художник по костюмам Наталья Пальшкова, художник по свету Ирина Вторникова.

Приходите в театр 9 ноября. Вы увидите, до чего доводит жажда наживы.

 

PS «Недавно просмотрел в газете «Культура» репертуар московских театров на текущий сезон. Удивительно, нигде не ставят классику — идут шведские пьесы, норвежские, эстонские, польские… Так хочется процитировать Василькова и воскликнуть: «Господа, москвичи!» Чем питаться душе простого русского зрителя?! Почему ее вытесняют из театра? Ведь классика дает нам ответы на все (!) вопросы. Не даром Мейерхольд говорил: задача театра – работа с сердцем и чувствами…»

Главный режиссер театра Ашот Восканян

 

Елена Тахаева

Газета «Новочеркасские ведомости» №43 (1476) от 31.10. — 06.11.2018 г.

Контакты

346430 г.Новочеркасск, пр.Платовский, 72 Тел. кассы: (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник