Муниципальное автономное учреждение культуры «Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской»
г. Новочеркасска (Казачий драматический театр)

(8635) 22-40-30

О нас пишут

photo_

Он был как вихорь

Леонид Шатохин - с ним многое было "впервые"

На этой неделе исполнилось бы 70 лет Леониду Ивановичу Шатохину.
Пять лет назад установленная на здании Донского театра драмы и комедии имени В.Ф Комиссаржевской мемориальная памятная доска навеки закрепила его официальную принадлежность к тому, ради чего он жил, творил и завоевал народную любовь.

Художественный руководитель Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской, Заслуженный деятель искусств России, член Союза театральных деятелей России, организатор Российского фестиваля русских театров национальных республик «Комплимент», основатель первого Казачьего драматического театра...
Учитывая большой личный вклад Шатохина Л.И. в социальное и духовное развитие города, развитие театрального искусства, в 2012-м году решением городской Думы Новочеркасска ему было присвоено звание Почетного гражданина города.
Леонид Иванович Шатохин - знаковая фигура для столицы донского казачества. Сейчас его можно назвать креативным, неординарным. Но в тот период, когда он пришел в театр, Леонид Иванович был просто смелым человеком, который взял ответственность за судьбу театра на себя. Он имел много идей и не боялся их воплощать, несмотря на проблемы и трудности. Он был человеком большого гражданского мужества, недюжинного таланта и чрезвычайной энергетики. Он заряжал ею и вел за собой труппу, всех, кто в силу профессии хотел быть с ним вместе. С его приходом театр стал другим - театром непростого перестроечного времени, театром казачьего Дона, узнаваемым и очень похожим на самого Шатохина.


Лев и Бык
Как предсказывает гороскоп, люди родившиеся в год Быка под знаком Льва - талантливые личности, которые способны генерировать безумные и оригинальные идеи. Они честолюбивы и находчивы. Каждый день бросают вызов судьбе и преодолевают жизненные неурядицы и проблемы. Такие мужчины продуктивно используют свой потенциал и добиваются успехов во всех начинаниях. Близкое окружение восхищается их неугомонностью и энергичностью. Они всегда находятся в центре внимания. С них берут пример другие люди. Именно таким и был Леонид Иванович Шатохин.
...Тихо и уютно в его домашнем кабинете. От пола до потолка - книги. Портреты. И аура, которая помнит, каким энергичным он был

Его ждали МХАТ и Таганка
… Поколесив после окончания института почти 20 лет по театральной провинции России, Леонид Шатохин играл на многих театральных подмостках. Ему поступали заманчивые предложения. Увидев его в роли Хлестакова из гоголевского "Ревизора"- умного, дерзкого игрока - блистательная Татьяна Доронина, посетившая в то время Кострому, не задумываясь пригласила талантливого актера во МХАТ. Но актера не прельщала столица, ему был близок дух малых городов. По большему счету его уже звала малая родина, необъятная донская степь. "Я родился через четыре года после окончания Великой Отечественной войны в глухом сибирском поселке, где в силу непреклонных обстоятельств оказались мои родители. Только в 1954 году, после смерти вождя народов, отец привез меня, пятилетнего мальчишку в родовой хутор Красный близ Новочеркасска, где с давних пор жили мои деды, - рассказывал Леонид Иванович. Я пришел в профессию в 1970-м, играл роли, менял театры, наконец, уехал с Дона, чтобы спустя несколько лет вновь вернуться на землю предков.

 


Я из семьи патриархальной, где были устои, мораль — все как положено. И моя семья такова.
До сих пор загадка, как в семье доярки и конюха мог развиться такой уникальный талант актера и режиссера. Именно Красный Аксайского района стал для Леонида Ивановича - и местом отдыха, и энергетической зарядки, и накопления идей, и местом упокоения души.
...Доктор искусствоведения, профессор, близкий друг семьи Шатохиных и новочеркасского театра москвичка Нина Шалимова вспоминала, как много лет назад на фестивале театров малых городов России, который проходил в Москве, комиссаржевцы выступали со спектаклем «Кровавая свадьба» по Гарсии Лорке. Один ее знакомый, «немножко эстет, немножко медийный щеголь», сказал, что какие-то спектакли у новочеркасцев грубоватые. Где грация, изящество, танцевальность? Он никак не мог подобрать слово к 
характеристике пластического рисунка актеров. И тогда она сказала ему: «Хочешь, я подскажу тебе это слово? Это слово – народность». Она поставила в заслугу Шатохину то, что когда театр разделялся на так называемый «массовый» и так называемый «элитарный», Леонид Иванович держал курс на создание подлинно народного театра. Он не презирал зрителя, он его почитал, уважал его вкус, но стремился каждым своим спектаклем сделать этот вкус более содержательным. «В замыслах его постановок, - сказала Нина Шалимова, - всегда участвовало вот это небо над Новочеркасском, эта земля, по которой он ходил, вся казачья культура, сформировавшаяся в старинной казачьей столице. В нем всегда проявлялось настоящее казачье, русское, мужское начало. И очень важно, чтобы главное его дело (а делом его был театр) продолжало жить и развиваться».
Леонид Шатохин вернулся в Новочеркасск, рассудив: «Что я ищу в чужих краях, когда можно в своем городе создать театр». И уже через 2 года, в 1990-м возглавил театр.

Театральная студия
Михаил Ильич Бушнов, народный артист Советского Союза, лауреат премии «Золотая маска», Почетный гражданин Ростовской области пять лет назад вспоминал:
"Скажу откровенно, дорогие зрители, этого театра вообще могло не быть. Минкультуры еще в советские времена решило, что здесь можно сделать прокатную площадку, а театр вовсе не нужен. Будучи в течение 40 лет председателем Союза театральных деятелей Ростовской области, я всячески этому препятствовал, и нам с Шатохиным удалось отстоять свою позицию".
"Театр как творческий организм фактически умирал — его закрывали, - рассказывал как-то Леонид Иванович. - Понадобились кардинальные меры, чтобы вновь вдохнуть в него жизненную энергию: это и финансовые вливания, и контрактная система работы с актерским составом, позволившая избавиться от морально и творчески разложившегося человеческого балласта, и, наконец, свежая кровь или, если угодно, молодое вино, влившееся в старые меха, я имею ввиду нашу молодежь — выпускников Ярославского театрального вуза. "
В течение пятнадцати лет при театре работал филиал актёрского отделения Ярославского государственного театрального института — его выпускниками стали четыре актёрских курса.
Обучение было двухгодичное. Набор решивших избрать актерскую профессию девушек и юношей осуществлялся в возрасте от 15 до 30 лет. На вступительных экзаменах требовалось чтение прозы, басни и стихотворного произведения, шла проверка музыкального слуха, вокальных и физических данных — в актере ведь все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и мысли…

Обучение в студии было платным. График занятий удобно выстроен по времени — утром и вечером занятия спецпредметами: мастерство актера вел сам Шатохин, сценическая речь (педагоги — актрисы театра Э. Красовская, И.Шатохина, Л. Ильина), вокал, хореография. Именно этими предметами стали полноценно и профессионально заниматься студийцы. Уже через полгода стало ясно — кто чего стоит и кто без проблем по окончании студии и получении о том свидетельства смог без экзаменов стать студентом Ярославского театрального вуза.
Как художественный руководитель Леонид Иванович всегда заботился о высоком профессиональном уровне труппы. И это его заслуга, что в творческом коллективе театра много ярких актеров. Более 50 человек воспитала театральная студия, созданная комиссаржевцами. Александр Коняхин, Игорь и Наталья Лебедевы, Елена Тоцкая, Сергей Наджафов, Оксана Семенюк, и многие другие - участники этого удивительного творческого и образовательного процесса. Выпускники филиала сейчас успешно трудятся не только в труппе Новочеркасского театра, но и на театральных подмостках области и далеко за ее пределами.


Казачий театр
В 1991 году под руководством Леонида Шатохина театр им. В.Ф. Комиссаржевской получил второе название – Казачий драматический театр. Почему казачий театр? Это сознательная идея.
"Есть такой феномен, как казачество. Казаки — это народ и уникальность этого народа столь же очевидна, как и его братьев-славян: украинцев, белорусов, русских. Нельзя сбросить со счета такое явление как казачья культура, половина русских народных песен — это казачьи песни, - аргументировал свою идею Леонид Иванович. - Нас мало. Идет, как и прежде, уничтожение казачества. У родовых казаков есть собственное мнение, мы не воспринимаем никого, что бы про нас, какие сладкие речи не говорили. Мы можем не ездить друг к другу, но знаем о себе — мы есть. Когда перед Юрием Соломиным — в то время министром культуры России оказался документ о создании казачьего театра в Новочеркасске, он написал так: «Считаю необходимым создать казачий театр».
Как рассказывал сам Юрий Соломин, сидящий перед ним Шатохин был настолько могуч и убедителен, что не поверить в то, что у него может не осуществиться идея, было просто невозможно, он заряжал своей энергетикой и обращал в свою веру. С этого времени в репертуаре стали появляться спектакли о казачестве: «Пугачев» Сергея Есенина, «Атаман» Василия Пучеглазова, «Семь казачьих распевов» Михаила Шолохова. А какими эмоциональными, яркими были «Кровавая свадьба», «Лес», «Приключения Тома Сойера», «Антигона», «Беда от нежного сердца», «Вперед, гусары!».
…Символично и знаково, что, приняв участие в областных торжественных мероприятиях, посвященных открытию предстоящего Года театра - в декабре 2018 года, актёры Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской, старейшего на Дону, представили отрывок из спектакля «Пугачёв» С. Есенина, режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Леонид Шатохин. В отрывке были заняты: заслуженные артисты РФ Ирина Шатохина, Валентина Иванкова, Александр Иванков, Александр Коняхин, Людмила
Фадеева, артисты Игорь Лебедев, Наталья Лебедева, Людмила Ильина, Елена Тоцкая, Роман Пуличев, Сергей Наджафов, Оксана Семенюк, Ольга Баркова, Анна Чакуста, Алексей Барков, Алексей Войнов, Артур Исаев, Александра Иванченко, Гига Макаридзе. Выступление новочеркасских артистов было принято зрителями на «Ура".
Искренне жаль, что за минувшие 6 лет после ухода Леонида Ивановича в репертуаре нашего театра не осталось ни одной шатохинской работы. Это печальный факт.
Частная лавочка, 2014

…Вечер памяти прошел при полном аншлаге. Артисты волновались так, как будто сдавали экзамен своему Наставнику. Так, как будто он находился среди нас, зрителей. И это волнение было понятно и близко каждому сидящему в зале. Перед нами сцена за сценой проходили картинки спектаклей, которые ставил Леонид Иванович, в которых играл сам. Где-то поплакали, где-то посмеялись, но все время не покидало ощущение, что здесь и сейчас он снова с нами. Вот он на репетиции учит мастерству молодых актеров, вот в роли председателя в «Бабьем бунте», вот сцены спектаклей, им поставленных и во всех ипостасях
– ширь и мощь шатохинская!

Золотая пальма
Из наиболее заметных, весомых успехов театра - международная награда «Золотая пальма», которой с формулировкой «За соответствие европейским стандартам» Казачий дрматический театр был удостоен в 1998 г. За наградой и сертификатом, дающим возможность гастролей в любом театре Европы Шатохин лично ездил в Париж.
"Дело за малым — нажить начальный капитал в 3 миллиона рублей и - Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской может выйти на подмостки Берлина, Лондона или Рима. Но спонсоров в Новочеркасске, увы, нет", - комментировал победу Леонид Иванович. В 1999 году нашему театру был присужден Гран-при в Венеции.
Конечно, прежде чем выйти на такой уровень оценки, театр пережил различные бумажные экспертизы, подсчет в количественном и процентном соотношении населения города (170 тысяч человек) и посещаемости ими театра в течение сезона (от 43 до 46 тысяч человек), проверку творческого потенциала труппы, обновление репертуара, разнообразие и оригинальность художественного и музыкального оформления спектаклей, популярность коллектива среди театров-собратьев.
...Помнятся столичные гастроли Казачьего театра в зале театра «Содружество актеров Таганки». Новочеркасцы возили спектакли: «Пугачев» С. Есенина, «Кровавая свадьба» Г. Лорки, «Пьемонтский зверь» С. Курейчика и «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира. Показать свою версию «Пугачева» в стенах знаменитой Таганки, где в любимовском спектакле играл Хлопушу сам Владимир Высоцкий, это что-нибудь да значит! После спектакля народный артист России худрук театра «Содружество актеров Таганки», член президентского Совета по культуре и искусству Николай Губенко отметил, что по некоторым параметрам постановка новочеркасцев превзошла космополитический спектакль мэтра Таганки, чему в немалой степени способствовал женский хор, введенный в действие как полноправный персонаж и несущий национальный колорит, народное начало и особую трагическую ноту.
Леонид Шатохин как актер создал ярчайшие работы того периода: Пугачев / «Пугачев» С.Есенин/, Великатов / «Таланты и поклонники» А.Островский/, Доменико Сориано / «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо/, Неуеденов / «Женитьба Бальзаминова» А.Островский/, Отец / «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорка/, Потёмкин / «Атаман» В.Пучеглазов/, Дулиттл / «Пигмалион» Б.Шоу/. Он играл страстно, на нерве, на разрыв аорты, как говорят. Каждая роль раскрывала универсальность актера, широту его возможностей и вокальных, и драматических, и психологических. Каждый его выход на сцену – это мастер-класс для молодых актеров, с которыми он работал как педагог.
По большому счету успехи тех, кто сегодня составляет славу Донского театра драмы и комедии, формировались в эпоху Шатохина.

Приглашает кабаре «Арлекин»! («НВ», 2017)
Юбилей отметило кабаре «Арлекин». Рассказывает актриса, режиссер-постановщик и сценарист представления Наталья Лебедева:

– Кабаре появилось у нас в городе 25 лет назад. Идея его создания принадлежала художественному руководителю театра Леониду Ивановичу Шатохину. Кабаре было задумано, как творческая возможность актёрам попробовать себя в разных жанрах, не только в драматическом, но и эстрадном. Анекдоты и конферанс, вокальный и танцевальный жанры дали большое поле для роста молодых актеров. Те, кто не успевал проявить себя в серьезных больших спектаклях, получал маленькую лабораторию для самореализации, поиска, театральной практики. «Арлекин» учил не бояться публики, экспромту, умению раскрепощаться. Целая плеяда наших блестящих мастеров выросла тут, в кабаре. Популярность этого проекта связана с тем, что мы отличаемся от всех других театров области, у которых тоже существуют новогодние концерты. Форма кабаре со столиками, где люди могут посидеть в приятной им компании, потанцевать, пошутить и при этом приобщиться к театру, быть не только зрителем, но и участником действа – это только у нас!

Он бился с шашкой наголо
Людмила Фрейдлин, журналист, театральный критик, автор книг о Донском театре (2013 г)
…Про Шатохина говорили, что неудобный он был. Для кого неудобный? Для тех, кто 
настойчиво предлагал сделать вместо театра площадку для приезжих воротил шоу-бизнеса? Для тех, кто дал указание подготовить теле (или радио?) программу на тему «Нужен ли театр городу?» Как вам эта постановка вопроса? Конечно, Шатохин дрался за свой театр. Думаете, он не мог сыграть лояльность к начальству? Запросто! Ведь он был отличным актером. Не хотел! Не считал нужным. Нет, хороший у него был характер. Натурой он был крут, а характер имел правильный. В его основе лежало обостренное чувство справедливости. Ценил в людях профессионализм и честность, и сам обладал этими качествами. Для таких людей он был вполне удобен. Леонид Иванович заботился о своих артистах, и зарплата у них была выше, чем у ростовских. Он боролся за такую же возможность гастролировать, какая была у театров в областном центре, и это стоило ему огромных усилий, поскольку денег на это не отпускалось. Вообще он постоянно вынужден был биться с шашкой наголо за права не только своего, но всех муниципальных театров в стране.


Голодовка - в истории театра
2001 год. Художественный руководитель Новочеркасского драматического театра имени Комиссаржевской Леонид Шатохин объявил голодовку. Коллектив многие годы мирился с тем, что зарплата актеров - чисто символическая, но и она порой выплачивается с задержками. Из-за перебоев с теплом репетировать часто приходилось, не снимая пальто. Но ударом, что называется, "ниже пояса" оказалось решение властей города отобрать у театра часть помещений. По мнению коллектива театра, это лишит его возможности нормально работать, ставить новые спектакли. Не найдя компромисса с городскими властями, художественный руководитель и решился на отчаянную форму выражения протеста. К его голодовке присоединились еще 10 актеров. 
...Как преданно и с пониманием к театру относился новочеркасский зритель. В театр несли пледы и подушки, минеральную воду и всячески поддерживали коллектив, который пытался обратить на себя внимание и добиться справедливости. И комиссаржевцы победили. Более того, театру была оказана помощь, начата реконструкция, правда, было предложено условие - Шатохина уволить. На это коллектив пойти не мог. Почти 12 лет эта непокорность оборачивалась тем, что под разными предлогами отклонялось присвоение почетного звания худруку театра...
К актерам у директора всегда было заботливое, поистине отцовское отношение. С его приходом в театр вместо трех гримерок появилось 13, было организовано горячее питание и места для отдыха между спектаклями и репетициями.

Лучше штраф
Старожилы помнят, как Шатохин принял решение построить театральный гараж. Это заведомо был самозастрой, за который был неминуем штраф. Но даже с его учетом, нанятого строителя- профессионала, купленного материала и затратами на подсобных рабочих, которыми выступили молодые актеры экономия складывалась - вмсто положенных 100 тысяч, театр заплатил не более 30.
И такое решение, даже в ущерб своей репутации Шатохин считал хозяйским по отношению к бюджету театра.

Сохранить нельзя уничтожить
Один из градоначальников, в ход реконструкции театра распорядился немедленно освободить все помещения от старых декораций и уже подогнали машины с грузчиками.
Уничтожить! Мол, так ремонтные работы будут проведены быстрее, более организованно. А новые декорации сделаете, мол, "мы вам миллион рублей на то гарантируем". Л. Шатохин и зав. художественно - постановочной частью Г. Сулимов организовали погрузку таким образом, в круговую или карусель, как нынче модно говорить, что и от старья освободились, и все самые ценные декорации сохранили. Обещанного миллиона им никто не дал, а риск остаться без репертуара был налицо.
...Во время ремонта труппа продолжала работать. И как строители не жаловались, распустить коллектив директор не решился, слишком велик был страх его потерять. Первый инфаркт Шатохин заработал как-раз в ходе реконструкции театра. Тогда, когда обнаружил, что сухой лес для сцены строители заменили на влажный... А что такое сцена, где со временем будет скрипучий пол?.. 
"В прокуратуру" - такую визу ставил Шатохин на листах актов приемки. "Это что за диваны такие по 1 млн. рублей?" И тогда, когда бился за то, чтобы в театре появился лифт и он стал доступен для маломобильных групп населения, любящих театр.
Или. Уже завтра открывается сезон, билеты проданы, а долгожданного разрешения от пожарных нет. Двери зала опечатаны. Шатохин принимает решение устроить экскурсию в день открытия сезона и все зрители заходят в зал через сцену, с любопытством заглядывая в гримерки и парикмахерский, пошивочный цеха... Уже на следующий день разрешение было получено. Но и открытие не сорвано. А зрители до сих пор вспоминают это путешествие в закулисье с удовольствием.

Театр-друг, дипломат, сосед
По инициативе Леонида Шатохина Казачий театр стал учредителем фестиваля 
«Комплимент», участие в нем принимали театральные коллективы городов России, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии. Постановки Донского театра драмы и комедии шли на сценах Москвы, Элисты, Ярославля, Рыбинска, Рязани, Нальчика, Мариуполя.
…Его благородный замысел объединить в творческое содружество театры Юга России, Донбасса нуждается в продолжении. С каждым годом международное сплочение и укрепление культурного пространства становится для России более актуальным. Пятый международный театральный фестиваль «Комплимент» должен быть возрожден, ради памяти его основателя. Кстати, это полностью совпадает с целями города, заинтересованного в событийном туризме и повышении привлекательности столицы донского казачества.

Хорошая идея была у Шатохина и тогда, когда в течение года в театре просуществовала детская комната, в которую зрители-родители приводили малышню, а сами отправлялись в зрительный зал.


Память
...Минувшее после безвременного ухода Шатохина время было непростым и болезненным. Ушла глыба… Второго такого нет и быть не может. И надо отдать должное терпению и сплоченности коллектива театра. Их добрая память о Леониде Ивановиче, уважение к тому, что он делал, высокий профессионализм и ответственность, любовь к театру не позволяют останавливаться.

Некоторые с тоской говорят о том, что театр Шатохина в прошлом – мол, сменился репертуар, ушел дух. Исчез голос Леонида Ивановича, не звонок приглашал зрителя пройти в зал (а именно голос, который значим для тех, кто его помнит). Кстати, почему бы не вернуться и не сохранить эту отличительную особенность. Почетный гражданин города и основатель Каазачьего театра имеет на это право.
Другие, в том числе и казачьи атаманы, которые регулярно ходят в театр, уверяют, что театр жив, он развивается и растет. Доказательством тому интересные проекты на малой сцене, успехи детской студии «Мастер-класс», любимое горожанами кабаре «Арлекин», формат «Театральной гостиной», разноплановая работа с репертуаром и новыми режиссерами, награды и достижения – это все держится на фундаменте, который когда-то создал Шатохин.
Преемственность поколений и воспитание молодой талантливой смены, открытость со зрителем и творческие эксперименты – все это сохранено и развивается.
После большого перерыва Донской театр драмы и комедии возвращается к гастрольной практике, которую Леонид Иванович считал обязательной для творческой жизнедеятельности коллектива.

В 2020 году Новочеркасск готовится к ряду юбилейных дат и невольно всплывает в памяти, как мощно пятнадцать лет назад на городской площади был заявлен наш Донской театр драмы и комедии к 200-летию города. Как великолепный организатор и талантливый режиссер Шатохин, восседая в седле белой лошади въехал на площадь Платова в образе вихорь-атамана и громко зачитал указ... 
Казалось, вышел тогда из своих стен театр и им стал весь город – парад с настоящими декорациями, сменой картин и эпох, известные актеры и узнаваемые образы рисовали историю нашего любимого города. 
"Я вижу величие даты в том, что ни разу за этот отрезок времени не иссякал живительный источник духовности в городе. Он был в душах людей, работавших в разном качестве в театре. Он был в душах людей, стремящихся в свой, иногда очень захудалый театр, в качестве зрителей. Он был в душах людей власть предержащих, которые в самое трудное время находили возможности сохранить в городе театр", - писал Леонид Шатохин в юбилейном театральном буклете.

"Новый сезон является 195-м театральным сезоном старейшего на Дону театра, - рассказывает нынешний директор театра Елена Архипова, - а это не только праздник, но и серьёзная ответственность перед городом и зрителями. Мы должны показать, что новочеркасцы не зря нас любят, не зря гордятся своим театром. Юбилейный театральный сезон начнётся 13 сентября – мы предложим жителям Новочеркасска и гостям города совершить путешествие по всем местам в городе, где ранее располагался театр. Ещё одним важным событием станет юбилейный день рождения Веры Фёдоровны Комиссаржевской, имя которой носит театр. Подготовка к важным театральным событиям уже началась". 
 
…В Год театра для ценителей искусства начала свою работу театральная гостиная. В новом сезоне новочеркасцы ждут встречу, которая будет посвящена творчеству заслуженной артистки РФ Ирины Шатохиной. Именно тогда будет возможность еще раз коснуться подробностей из жизни Леонида Ивановича и отдать должное той, которая воспитала ему трех детей, достойно продолжающих театральную династию, и теперь растит четверых внуков. Она, актриса, самодостаточная личность, выросшая в семье военнослужащих, взяла на себя весь быт, чтобы не отвлекать мужа от главного дела жизни. Она не была примой и никогда не пряталась за фамилию. На сцене она жила своей самостоятельной актерской судьбой, а в жизни была его любимой, подругой и советчиком. "Хоть и прошло время, ничто не уходит. Он здесь, рядом. Смотрит с фото, мне так легче", - признается Ирина Владимировна.
...Леонидом Ивановичем когда-то была подарена супруге картина - могущественный мраморный Лев застыл у ног красавицы-Девы. Таким он воспринимал образ их пары, предсказанный звездами....

Оксана Аксенова
При подготовке материала использованы публикации городской прессы "НВ", "Частная лавочка", "Про бизнес", личные архивы семьи Шатохиных.
Фото Николая Склярова

Контакты

346430 г.Новочеркасск, пр.Платовский 72 Тел. кассы: (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник