Муниципальное автономное учреждение культуры «Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской»
г. Новочеркасска (Казачий драматический театр)

(8635) 22-40-30

О нас пишут

photo_

Редкая профессия

Зрители новочеркасского театра уже познакомились с новым спектаклем «Квартет». Это не единственная премьера 195-го юбилейного сезона. Совсем скоро – первый показ комедии Шекспира «Двенадцатая ночь». Постановка этой пьесы на много недель обеспечила работой декораторов, костюмеров и художников театра. А ещё – гримёров-постижёров. Если вы впервые слышите о такой профессии, неудивительно - во все времена это были штучные специалисты, а сегодня постижёра днём с огнём не сыщешь. Гримерно-постижёрский цех казачьего драмтеатра – небольшая комната с высоченными потолками и огромным окном. Повсюду – парики, косы, ленты, пряди волос, какие-то непонятные приспособления и инструменты. На туалетном столике – сотни баночек, палеток теней, помад, разнокалиберных кисточек. Всего здесь работают три человека. Лариса Бескостенко - заведующая цехом, рассказала о своей работе.


ОПЫТ ПО НАСЛЕДСТВУ

Лариса Михайловна, почему вы выбрали такую редкую специальность?

С детства мечтала о театре. Сначала хотела стать актрисой, не вышло. Через знакомых по театральной студии НЭВЗа узнала, что в театре ищут человека в гримёрный цех - и решила попробовать. Пришла и здесь осталась на 28 лет, очень рада этому, не представляю свою жизнь без этой работы, которую очень люблю!

Вы уже знали тогда, кто такой постижёр?
- Да, мне объяснили, что это мастер по изготовлению париков, усов, бакенбард, шиньонов из натуральных и искусственных волос. Сегодня эту специальность можно получить в некоторых учебных заведениях. Но обычно навыки работы с волосами передаются «по наследству», от мастера к ученику. Лично у меня так и вышло. Я пришла учеником, имея весьма смутное представление об этой профессии.

Кто стал вашим учителем?
- В первый год многому научила мастер Галина Лесных. Конечно, сложно было, тем более что через год после моего прихода я вообще одна осталась. Леонид Иванович (Шатохин – прим.ред.) в меня верил, и я поверила в себя.

Что было самым сложным?
- Всему приходилось учиться с нуля, всё было неимоверно трудно. Как надеть парик, как приклеить бороду… Да что там приклеить, её же изготовить надо сначала! Тамбуровка - очень сложный процесс. Это нашивание волосков специальным крючком на театральный газ или тюль. Эта ткань редкая и очень дорогая. Метр стоит 6000 рублей, испортить никак нельзя. Так делаются бороды, все наклейки, многие парики. Когда я смотрю на изделия, которые сделала 20 лет назад, прихожу в ужас. Но тогда деваться некуда было, осваивала профессию в процессе работы.

До всего приходилось доходить своим умом?
- Когда любишь то, что делаешь – сама жизнь помогает. Мой принцип работы – делать всегда чуть больше, чем умею. Много мне помогали: подсказывали режиссеры, художники, с которыми работала. Была учёба в ростовском ТЮЗе, в Петербурге при институте кино и телевидения, откуда отправляли меня на стажировку в большой драмтеатр и Мариинку. Позже были мастер- классы Южного театрального форума, а когда появился интернет, то оттуда много нового и интересного стала брать на заметку.

ОЖОГ ЗА 10 МИНУТ

Какая часть работы вам больше нравится – гримера или постижёра?
- Работа с прическами неотделима от работы гримера. Просто работа по гриму занимает меньше времени, и часть можно отдать самим актёрам. Например, когда мы выпускали спектакль «Алиса в стране чудес», я рассаживала всех по кругу и рисовала одну половину лица, а вторую они по этому образцу доделывали сами. Этот же приём я практиковала и когда преподавала грим студентам Ярославского театрального института. Во- первых, так актёр учится наносить себе грим, этот навык пригодится. А во вторых, загримировать всех только руками гримёров у нас просто не хватит времени. Особенно во время новогодних сказок, когда персонажей много, а
времени совсем мало.

Зачем тогда гримёр, если актёр может загримироваться сам?
- Когда актер сам может нанести грим, это облегчает работу гримеров. Но есть такие гримы, которые актер сам не сможет выполнить. Особенно
если нужно сделать это очень быстро. Например, во время спектакля, «Дети солнца» у нас есть всего 10 минут на то, чтобы сделать актёру обожжённое лицо. Или в «Мамаше Кураж», героине разрубают лицо, она вбегает за кулисы, мы в считанные секунды ей делаем потёки крови по лицу. А чуть позже ей нужно в течение маленького промежутка времени сделать шрам. На газе делается наклейка, которую на лицо надо прикрепить определённым образом, подтягивая кожу, и догримировать до натурального вида. Чтобы всё было сделано быстро и выглядело со сцены реалистично, должен работать только опытный гримёр.

 Ну а парик-то актёр сам может надеть?

- Не всегда. Особенно если парики, как выразилась наш художник Наталья Николаевна Пальшкова, «эпохальные». Или вдобавок используются наклейки, то есть всё, что крепится на лицо: усы, бакенбарды, ресницы, бороды. Например, спектакль «Идиот» - там много и париков, и причёсок из своих волос, и наклеек, перед каждым спектаклем идёт очень большая работа. В густонаселённых постановках мы за 3 часа до начала всем цехом, втроем, приступаем к прическам, плюс в течение трех часов, пока идет
спектакль, продолжаем трудиться.
 
ДЕФИЦИТ СЕДЫХ
 
И еще много времени вам приходится тратить на то, чтобы всё это изготовить. Может, проще и дешевле покупать готовые парики?
- Некоторые парики мы действительно покупаем, просто перечесываем, переделываем в соответствии с эскизами. Это позволяет существенно экономить время. Ведь изготовить полноценный парик – значит, две недели провести за станком с утра до вечера. Но парик ручной работы из натуральных волос и машинный, из искусственных, даже сравнивать нельзя. У синтетики специфический блеск, это сразу бросается в глаза. И искусственные локоны лежат неподвижно, в отличие от живых человеческих волос.

Кстати, интересно, откуда вы берёте волосы?
- Когда-то покупали у горожан, до сих пор запасов у театра много, нам хватает. В дефиците только седые волосы, они часто нужны, а длинную хорошую седину, пригодную для изготовления, например, бороды, найти крайне сложно.

Запасы париков и бород ведь тоже пополняются с каждой новой постановкой?
- Реквизит закреплён за каждым спектаклем. Если спектакль списывается, то ничего не выкидываем, берем в другой спектакль, перечёсываем. В запасах реквизита можно найти и 20-летние бороды, Но всё- таки это больше касается париков. С наклейками сложнее. Как бы аккуратно с ними не обращались, чтобы дольше служили, всё равно быстро приходят в негодность. К каждой постановке приходится делать новые. На изготовление одной бороды нужно около недели. И если парики еще можно купить, то бороды стоят немыслимых денег, да и делать лучше по выкройке конкретного актёра.
 

 СОЗДАНИЕ БЛИЗНЕЦОВ

Вы упомянули, что преподавали. Скучаете по тем временам?

- Нет, у меня на это просто времени бы не хватило. Это был прекрасный опыт, я учила студентов и многому училась сама. Моя любимая книга с тех времён - Рудольф Раугул «Грим».
 
Чем заняты сейчас?
- К новому спектаклю «Квартет» для нашего цеха работы было немного – перепричесать уже имеющиеся парики. А вот для «Двенадцатой ночи» трудимся гримеры не покладая рук, там почти все актеры будут в париках или в наклейках.

А пока пальцы работают над очередной бородой, мозг бьётся над непростой проблемой: как загримировать совершенно непохожих между собой актера и актрису, если по сценарию они близнецы? Что-то похожее уже вышло сделать в спектакле «Соловей», где все персонажи – китайцы. Там получилось довести грим до такого состояния, что сами гримёры не всегда могли опознать среди «китаянок», кто есть кто. Но у Шекспира-то близнецы – не китайцы! Насколько удачно гримерам театра удастся решить эту задачу - узнаем совсем скоро. Премьера «Двенадцатой ночи» состоится в октябре.
 
Анастасия Небежко

 

Контакты

346430 г.Новочеркасск, пр.Платовский 72 Тел. кассы: (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник