Муниципальное автономное учреждение культуры г. Новочеркасска
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской»
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Верность себе и тому, во что веришь

    Всю жизнь Игорь Лебедев посвятил театру. Одному. В Донском казачьем драмтеатре им. В.Ф. Комиссаржевской он служит 30 (!) лет. В его актерском «багаже» - сценические герои большей половины репертуарных спектаклей – разных по стилистике, жанрам, актерским задачам. Свою профессию Игорь Михайлович рассматривает, как постоянное движение, процесс, развитие, школу, которая учит открывать себя. Каждый его герой – это «новый Лебедев» (цитата зрителей), потому что всякий раз он показывает живого человека со всеми его противоречиями.

   «Главное, быть честным с собой, со зрителем и верить в то, что делаешь, - говорит Игорь. - Сегодня много говорят о вере, но здесь очень важно разделять два понятия: ВЕРИТЬ - глубоко, искренне, по-настоящему - и, что называется, «СООТВЕТСТВОВАТЬ»  - переживать, а  правильно ли я держу свечку или в том ли месте храма стою… Театр, в этом смысле,  – некая лакмусовая бумага, когда, глядя на происходящее на сцене, человек начинает испытывать внутренний дискомфорт, узнавать себя в каких-то ситуациях, и понимать, что выглядит это несимпатично. Внешне он, конечно, соответствует общепринятым стандартам, но от себя-то не спрячешься».

   Себя Лебедев называет «сложным» человеком, и роли его неоднозначные, «многослойные». Может быть, в этом секрет притягательности его образов, того самого эффекта, когда «невозможно глаз оторвать». Граф Алексей Орлов из «Царской охоты» – уверенный, самонадеянный, понимающий свою миссию, в то же время, мученик, уничтоженный, раздавленный, терзаемый чувством долга и любовью. Или Флор Федулыч из «Последней жертвы». Островский описывает его богатым, успешным «румяным стариком, лет 60, гладко выбритым, тщательно причёсанным и одетым очень чисто», у Лебедева - это человек, безусловно, крепко стоящий на ногах – уверенный в себе, своем капитале, при этом, -  глубоко  страдающий. Он любит и осознает, что никакие деньги не могут купить ответное чувство.

   Игорь Михайлович  очень убедителен, и не только, как актер – совсем недавно на сцене театра с успехом прошла премьера спектакля «Эти свободные бабочки». Пьеса Леонарда Герша – далеко не первая в послужном списке режиссера-постановщика   Лебедева -  на его счету пятнадцать  постановок. Тем не менее, с «Бабочками…» - особая история. В мае прошлого года Игорь стал выпускником «Высшей школы сценических искусств. Театральной школы Константина Райкина» (г. Москва), специальность - «Театральная режиссура». Дипломным спектаклем стала именно эта постановка. Надо сказать, что к пьесе Лебедев впервые приступил двадцать лет назад, но тогда его многое не устроило, главное, по его словам, в спектакле «не было глубины». Сейчас же «всё сложилось»: знакомая драматургия (знакомая, в смысле, продуманная до мелочей, проанализированная и «проигранная» в мозгу десятки раз), замечательные молодые артисты, которые целиком доверились режиссеру. «Вопрос доверия – наиважнейший, - говорит Игорь. – Это, опять же, вопрос веры – артист не стремится СООТВЕТСТВОВАТЬ требованиям режиссера, он целиком ВВЕРЯЕТ ему себя, а потом открывается совершенно по-новому. После спектакля мне говорили, насколько ярко, естественно ребята даже не сыграли – прожили эту историю. Для меня очень важна такая реакция. В сотый раз восхищаюсь нашими зрителями – восприимчивыми, эмоциональными, а, главное, разными. Уважать зрителя – этому я учился у своего мудрого Мастера – Леонида Ивановича Шатохина, который доверил мне первые постановки, у режиссеров Ашота Геворковича Восканяна и Петра Гарриевича Орлова. Не даром и зрители с благодарностью встречают их постановки, и вот теперь «Бабочек…» Это говорит, что людям интересен разный материал, если он умный, глубокий. Вот почему я за то, чтобы в театре постоянно что-то происходило».

    Такая неуспокоенность была свойственна Игорю с детства. Как только научился читать, начал штудировать «все сказки, какие только можно было найти – от русских народных до готических английских, немецких…» В юном возрасте Игорю подарили книгу Теодора Драйзера, и мальчик понял, что к сказкам возврата нет, надо двигаться дальше. А дальше была вполне себе взрослая литература, причем, не просто взрослая – «запрещенная». Правдами-неправдами находились самиздатовские книги Платонова, Можаева, Войновича… «Мама при каждой возможности покупала мне книги, а еще приносила от знакомых журналы «Роман-газета», которые было трудно достать. Я помню, как меня тогда поразил роман Чингиза Айтматова «Плаха». Вообще, родители закладывали в нас с сестрой очень важные вещи не долгими разговорами о том, как надо жить, а как не надо… Знаете, как я впервые услышал песни Высоцкого? Не поверите, в поле – однажды посреди папиной бахчи остановился автобус, из которого магнитофон вещал на всю округу голос Владимира Семеновича.  Еще случай: мы с сестрой в школе, только что закончился второй урок, заходит мама: Собирайтесь, пошли. Куда? В кинотеатре «Октябрь» в это утро показывали «Неуловимых мстителей», и мы, дети, не должны были его пропустить… Или, мы дома, вечер, знаем, что в девять часов – отбой. Папа строго следил за нашим режимом, а тут: оставайтесь, по телевизору показывают фильм «Последний дюйм». А «Театр у микрофона», когда у радиоприемника собиралась вся семья…» Вот из таких, казалось бы, житейских, простых, но очень важных историй складывался будущий артист Игорь Лебедев. «Главное, в меня было заложено желание постоянно что-то узнавать, учиться, развиваться. Я много накопил в детстве, юности, и этим хотелось делиться. Более того, мне было ИНТЕРЕСНО это делать и двигаться дальше».  Игорю повезло - он открыл для себя театр. А театр раскрыл его. С чего всё началось? Снова мама. Она рассказала Игорю, только вернувшемуся из армии, что в Новочеркасске проходит набор в Ярославский театральный институт. Было это в 1992 году. Сегодня на счету артиста более семи десятка ролей. Сейчас идут репетиции над новой – Шаафа, немца-гувернера, в спектакле «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева в постановке московского режиссера Натальи Людсковой.

- Вас легко удивить?

- Да. Я с радостью удивляюсь самым простым вещам – закату на крымском побережье, да просто солнцу зимним утром. Я люблю мир вокруг, людей. Мне это интересно, интересен каждый человек, его внутреннее наполнение, то, как он реагирует на разные обстоятельства. Нет в нас только «черного» или «белого», в каждом присутствует столько оттенков! Знаете, случается, устаёшь, выдыхаешься, приходишь домой, а там жена (ведущая актриса театра Наталья Лебедева, ред.) и дети, которые такое могут «отчебучить», такой поток позитива на тебя обрушить, что забываешь обо всех заботах. Как этому не удивляться? Я – счастливый человек, правда, потому что у меня есть миллион поводов не просто радоваться, а испытывать БЛАГОДАРНОСТЬ. Говорят, Господь сотворил мужчину и женщину, чтобы они дополняли друг друга. Не знаю, насколько я дополняю Наташу, но то, что она даёт МНЕ, не выразить словами. Но, попытаюсь: она - любимая женщина, мать потрясающих детей, друг, соратник, со-автор, со-постановщик моих спектаклей. Удивительно, как мы совпадаем в творчестве, эмоциях, впечатлениях, причем, происходит это так просто, естественно…   

Умение быть благодарным, кстати, тоже ТАЛАНТ. Который уже по счёту у Игоря?...

   Вот такой он, артист, режиссер, Лебедев – честный, открытый, энергичный. 22 февраля у него юбилей. Не может быть, скажут многочисленные поклонники. Не верите? А и не будем верить! Просто пожелаем Игорю Михайловичу такой же творческой неуспокоенности, сил, радости. Пусть его мечты и планы воплотятся в интересные постановки, яркие роли. Пусть все, кто ему дорог, будут здоровы и счастливы!

 

Елена Тахаева

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?