Муниципальное автономное учреждение культуры
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской» г. Новочеркасска
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Две премьеры в Новочеркасске

Вызывают интерес два премьерных спектакля на Малой сцене Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской г. Новочеркасска (Казачьего драматического театра). 22 сентября 2022 года театр показал лирическую комедию «Старая пластинка» Александра Рыбина, а 31 марта 2023 года – драму «Между делом» Евгения Гришковца.

Процесс постановки «Старой пластинки» начинался несколько лет назад в Ростовской региональной организации Союза театральных деятелей РФ. Спектакль ставился при содействии Программы государственной поддержки деятелей культуры и искусства «Театральная панорама новой России». Состоялась премьера, но дальше дело не пошло. Трудно было собрать на показы участников спектакля, работавших в разных театрах области.

Поэтому-то и родилась идея перенести «Старую пластинку» на сцену новочеркасского театра. Благо двое из шести занятых в спектакле актёров работают в Новочеркасске. Пригодилась и часть готовых декораций, и подобранная музыка (художник-постановщик и автор музыкального оформления – Игорь Фоменко).

Время действия – начало двухтысячных, место действия – дальняя сибирская деревушка. До неё и добраться-то трудно, нет ни парома, ни моста. И вдруг начинаются чудеса – как по мановению волшебной палочки наводится понтонный мост! А ещё ночью в избу пожилой Елизаветы Семёновны Бочкиной наведываются двое мужчин, сбившихся с пути. Напоила, накормила, спать уложила. Всё как положено в сказке…

А оказались эти мужички сотрудниками компетентных органов. И привезли они для бабули и телевизор, и холодильник, и всяких-превсяких деликатесов. В чём же дело? Да просто немецкий инвестор Эбер Пэтзольд попросил зачем-то отвезти его к Елизавете Семёновне в деревню. А его инвестиции в свиноводство ой как нужны местным властям!

И оказывается, что немец приехал в деревню, чтобы найти там свою сестру. Ведь Пэтзольд сын русского военнопленного и немецкой девушки – такое вот эхо войны.

Посередине сцены интерьер деревенской избы. Стол, лавки, дверь во двор, проём в соседнюю комнату, скрытый занавеской. И икона с зажжённой лампадой. А по краям сцены – двор. Невысокий забор, окно в избу.

Пьеса Александра Рыбина динамична, с хорошо прописанными диалогами, с занимательной интригой. А самое главное, очень смешная! Юмор высекается из любой ситуации, но автор не опускается до высмеивания своих героев, а любит их. Эту любовь, душевную тонкость, присущую драматургическому материалу, подхватил и режиссёр-постановщик Олег Радченко.

Актёры чувствуют, понимают своих персонажей, сопереживают им. Достоверна главная героиня Елизавета Семёновна (Оксана Семенюк). Веришь и ей, и её неожиданно обретённому брату Эберу Пэтзольду (Олег Радченко). Трогательны их сцены со старой пластинкой, привезённой из Германии, с записью песни «Лили Марлен». Мелодию этой песни играл на гармонике их отец на каждый День Победы. И эту пластинку часто слушала мать Эбера.

Комична в роли соседки Ларисы Капитоновны Кутузовой заслуженная артистка России Людмила Фадеева. Кутузиха, как называют её в деревне, – и соседка, и давняя подруга Елизаветы Семёновны. Актриса и режиссёр сумели найти в этой роли не только комедийные краски, но и драматические, трогающие до глубины души. Она хочет всем помочь, всё вокруг обустроить, сделать так, чтобы всё было по справедливости. Только вот у самой личная жизнь не сложилась… Правда, с первого взгляда она понравилась немецкому гостю, от волнения назвавшего её Ларисой Капитулировной.

Комична и пара из органов. Молоденький лейтенант Паша Посиделов (Владислав Зайцев) и его начальник – подполковник Бархатный (Роман Пуличев). Паша сразу влюбляется во внучку хозяйки дома Катю (Светлана Мурашкинцева). А Бархатный всё время теряется в догадках, зачем в эту глушь так рвётся немец?

Зрители и грустят, и смеются, и умиляются увиденному. Получился спектакль о русской душе, глубокой и многогранной. Уедет ли Елизавета Семёновна в Германию или останется дома? Ей решать…

А для постановки спектакля «Между делом» по драме Евгения Гришковца приехали из Санкт-Петербурга режиссёр-постановщик Артём Петров, он же автор музыкального оформления, а также художник-сценограф и художник по костюмам Юлия Павленко.

Евгений Гришковец говорит: «Таких настоящих, трагических произведений я прежде не писал. Эта пьеса документальная». И, по-видимому, все события пьесы происходили, или могли бы произойти с автором.

Успешный писатель Леонид Весневич (Олег Радченко) случайно попадает в небольшой городок Барабинск, где-то между Омском и Новосибирском. На улицах он видит граффити молодой художницы Зинаиды Серебровой (София Ермолаева). Её работы приводят писателя в восторг, особенно изображение на автобусной остановке девушки, в которой читается и подавленность, и надежда. Вернувшись, он посылает приглашение художнице в Москву, но получает отказ. Оказывается, Зинаида находится в СИЗО за сбыт наркотиков.

В спектакле восемь сцен, и почти во всех мы видим Весневича. Актёр сумел показать его разным – как и бывает в жизни. Но не только Олегу Радченко удалась роль, все исполнители играют на высшем пределе достоверности и точности. Видно, что режиссёр вместе с актёрами подверг действия каждого персонажа тщательному психологическому анализу.

В первой сцене у писателя берёт интервью придурашливая журналистка Дарья (Валерия Фельдшерова). Здесь он прост, естественен и доброжелателен. Правда, после глупых вопросов вынужден прервать разговор.

В этой сцене перед нами на фоне зеленоватого занавеса журнальный столик и два кресла. А в следующей – лишь слегка раздвинутый занавес. Здесь действие происходит в галерее со странным названием БУИ (база универсального искусства). То есть сценография минималистична до аскетичности. В каждой сцене и сценограф, и режиссёр, и актёры создают нужную атмосферу происходящего.

Весневич, беседуя с московской галеристкой Глафирой (Наталья Лебедева), пытается подвести её к мысли, что хорошо бы заступиться за сибирского самородка, спасти её от тюрьмы. Но той этого вовсе не надо…

А кому это надо? Получается, пока только одному Весневичу. Название пьесы и спектакля – «Между делом». Так галеристка саркастически высмеяла заступника – дескать, спасаете молодое дарование между делом. А для него сейчас это – самое важное! И вспоминаются банальные фразы-штампы: «если не я, то кто же», «талант – это народное достояние», «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» … А истина ещё и в том, что любящая Зинаида, выгораживая своего сожителя-наркомана, взяла вину на себя. А тот её предаёт и оговаривает.

Следующая сцена происходит в кабинете у друга Весневича, генерала МВД Лугина (Алексей Ситников), который и рад бы помочь, да система его не поймёт. У актёра получился глубоко человечный персонаж. Лугин направляет Весневича к генералу прокуратуры Коню (заслуженный артист России Александр Коняхин). Встреча с Конём состоялась не в рабочем кабинете, а в бане. Сидят, выпивают, мирно беседуют, весельчак Бунько (Роман Пуличев) травит анекдоты. Но генерал Конь, напоминающий римского патриция-эпикурейца, не берётся помочь, следует вежливый отказ.

А дальше – Новый год, ёлка, которую Весневич украшает вместе с женой Ольгой (Ольга Ситникова). И напряжение – сын решил бросить институт. Но для Весневича главное сейчас не это, а как спасти талантливую художницу.

Последняя сцена – СИЗО Барабинска, встреча писателя с Зинаидой. Вначале художница-арестантка ведёт себя вызывающе, как дикий затравленный зверёк. Но по ходу разговора с писателем что-то происходит с ней, она оттаивает. И негативное отношение к девушке в начале свидания сменяется у сотрудницы СИЗО Ларисы (заслуженная артистка России Людмила Фадеева) сочувствием и состраданием.

 В финале все персонажи, присев на край сцены, смотрят в зал. Осудят? Не осудят? Выпустят по УДО? И внезапно начинает звучать песня:

«И снится нам не рокот космодрома,

Не эта ледяная синева.

А снится нам трава, трава у дома,

Зелёная, зелёная трава».

Кто-то начинает танцевать, кто-то располагается на травке.

Оказывается, эта трава всё время была у персонажей под ногами на сцене. Трава как непреходящий и необходимый образ человечности, сочувствия и сострадания. И частная, казалось бы, история вырастает до всеобщего, даже космического масштаба. И понимается смысл афиши спектакля, на которой на серо-чёрном фоне пробивается по центру яркое, зелёное пятно…

 

Алексей Климашевский

Фото Сергея Лозовского

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?