Муниципальное автономное учреждение культуры г. Новочеркасска
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской»
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Ольга Ситникова: «Главное - любить то, что делаешь»

В творчестве Ольги Ситниковой множество центральных и эпизодических сценических образов. Она никогда не остаётся незамеченной: эмоциональная, открытая, харизматичная, причем во всех своих «ролях» - актрисы, режиссера, педагога. Совсем недавно Ольга Николаева отметила круглую дату, однако, поздравления продолжают поступать из разных концов страны – от многочисленных друзей, коллег, учеников… Мы застали Ольгу Николаевну в перерыве между подготовкой к новой постановке театральной студии «Арт Мастер» и репетициями предстоящего спектакля. Уроженка Воркуты, выпускница Санкт-Петербургской государственной академии культуры, Ольга Николаевна без малого тридцать лет посвятила сцене, пятнадцать из которых - служению новочеркасскому театру. Здесь актриса воплотила яркие, характерные образы в двадцати семи классических пьесах и в постановках современной драматургии. Сегодня Ольга Ситникова играет в двенадцати спектаклях театра…

- Как говорила Фаина Раневская: «У меня были романы с разными театрами …» Я так понимаю, что роман с новочеркасским театром у Вас затянулся. Это что, настоящая любовь?

- Да, именно любовь. Возникла она не сразу. Когда мы с Алексеем (супруг Ольги, артист Алексей Ситников, ред.) пришли в театр, художественный руководитель Леонид Иванович Шатохин сказал: «Вам будет сложно, потому что здесь артисты в большинстве своем росли, воспитывались, учились в Ярославском театральном институте все вместе и в одно время».  Какой-то период мы действительно были чужаками – в театре работали ученики Леонида Ивановича - он был мастером актерского курса - и Ситниковы (улыбается). А потом… случилось. В какой-то момент мы действительно стали своими.

- Что помогло «совпасть»?

- Прежде всего, заложенный Леонидом Ивановичем реалистичный театр – яркий, эмоциональный, принципы которого мы понимали и полностью разделяли. И, конечно, ансамблевость. Для него были важны практически все. Вспоминаю спектакль «Виват, гусары!», когда в массовке – в так называемом «народном гневе» – выходили ведущие артисты, в том числе, заслуженные. И в этом не было ничего зазорного, наоборот, это было здорово, интересно! Всё потому, что у всех была единая задача: «Мы строим спектакль».

- За что Вы особенно цените партнёра на сцене?

- Когда он полностью разделяет твою задачу. Взгляд, жест, поворот головы, какие-то флюиды  - этого бывает достаточно, чтобы почувствовать, что вы дышите одним воздухом, у вас одна энергетика. Такое профессиональное содружество дорогого стоит.

- Кто Вы больше — актриса или режиссёр?

- Я научилась разделять для себя две эти задачи. Признаюсь, у меня был период, когда я себя-актрису, играющую на сцене, оценивала глазами режиссера, смотрела как бы со стороны, что ужасно мешало! Я стала учиться  не делать этого. Каждая профессия требует своих правил игры. Будучи актрисой, я должна показать, насколько лично меня трогают переживания героини в определенных обстоятельствах. Мне очень нравится работать над ролью, когда я просчитываю каждый шаг, каждый нюанс – как будто нанизываю разные бусины на одну нить. А когда ты режиссер, это уже целое полотно!

- И все же, не бывает какого-то неосознанного желания сравнить свое режиссерское видение с позицией режиссера-постановщика? Он может к Вам прислушаться? Возьмем, например, «Царскую охоту», где Вы работали с Петром Орловым.

— Это было очень интересно. Он «накидывал» варианты, я, в ответ, озвучивала какие-то свои «штрихи» к образу. Мы много пробовали, анализировали, размышляли, как героиня могла отреагировать в той или иной ситуации, кем она себя в тот момент чувствовала – императрицей или просто женщиной, которая любит.

- Действительно, Ваша Екатерина Великая – жесткая, если не сказать жестокая, сильная личность, но, в то же время, она женщина – ранимая, любящая, не имеющая права показывать свою слабость. Для Вас она кто?

- Прежде всего, женщина. Если бы я подходила к ней с позиции сложившегося стереотипа – символа мощи, державы – то дальше нечего было бы играть, я бы только ходила по сцене и раздавала приказы. А где моменты, когда ей больно? Когда она понимает, что поступает низко, подло и как-то продолжает с этим жить? На сцене должен быть живой человек – чувственная женщина, переполняемая переживаниями, сомнениями, и только потом – вседержительница.

- Это - не единственная Ваша роль, требующая огромной энергетики, здоровья, если хотите. Как восполняете силы?

- Скажу сразу: я – трудоголик. В театре нахожусь не менее двенадцати часов в сутки. Последние года три у меня в принципе не было выходных. Но… я рада этому! У меня есть огромный, живой источник сил, вдохновения, позитива – это мои студийцы. Даже, если что-то в течение дня не ладится, я прихожу на занятие, и тут начинается…

- Как возникла идея создать студию «Арт Мастер»? Почему вот уже более десяти лет она не просто стабильно работает – о ней знают далеко за пределами Новочеркасска. Ваши ученики участвуют в международных, всероссийских театральных фестивалях и конкурсах, получают высокие награды, ежегодно становятся студентами ведущих российских театральных вузов…

- Создать студию предложил Л.И. Шатохин. Сначала я была приглашена в качестве мастера. Очень быстро наш состав стал расширяться. В чем секрет того, что получается? Все просто – нам нравится то, что мы делаем. Нравится ставить спектакли, обсуждать поведение героев, обстоятельства, проблемы, заставляющие их поступать так, а не иначе.

- Вы сказали ключевое слово «проблемы». Спектакли студии «Арт Мастер» в большинстве своем отличаются от привычных, общепринятых форматов детских театральных студий – сказок, незамысловатых историй. Вы же беретесь за очень серьезный драматургический материал – психологически сложный, глубокий, требующий серьёзной душевной работы и от артистов, и от зрителей…

- Поверьте, для подростков это важнее, чем просто играть «Колобка». С нашими постановками к ним приходит понимание себя, мира вокруг. Безусловно, студия учит детей правильно строить свою речь, интонировать, двигаться, танцевать, но при этом, главное внимание мы уделяем тому, чтобы научить ребенка чувствовать, сопереживать. А если ему еще и интересна тема, которую мы затрагиваем, то у него включается внутренний импульс – хочется понять, КАК это происходит, КАК это передать на сцене. Мы много разговариваем. Я слушаю их, они – меня. Ребята рассказывают про свою жизнь, я - про свою: студенчество, проблемы с родителями... Они откликаются, очень живо реагируют, и, бывает так, что я могу остановить человека и сказать: «Вот оно, ты почувствовал? Нужна эта эмоция. Давай попробуем!» 

- Как, по-Вашему, актером нужно родиться или можно стать?

- Можно стать. Если есть огромное, безумное (!) желание работать, развивать себя, то всё получится. Мое глубочайшее убеждение: нет неталантливых детей. Они настолько естественны! Это потом с возрастом на них «наслаиваются» стереотипы, мировоззрение родителей, школьных учителей, которые знают, «как надо». Однако горячее желание может вернуть ребенка к игре. И для меня очень важно одно условие – ребенок приходит в студию, и ему должно быть хорошо. Комфортно. Здесь никто ничего не делает через силу. У меня была девочка, которая просто садилась и наблюдала за детьми во время занятий. Мама уже начала беспокоиться: может быть, не стоит? Я задавала простой вопрос: ей нравится? Ответ: очень! Всё. Этим всё сказано. Через два года ребёнок вышел на большую сцену и стал играть главные роли. У всех своя психофизика. В работе с детьми это надо учитывать особенно. И тогда наблюдаешь такие открытия!

 

Мы желаем Ольге Николаевне новых открытий и радостных удивлений! Новых успехов – творческих, профессиональных - сил, здоровья, энергии! Поздравляем с замечательным Юбилеем!

 

Елена Тахаева

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?