Казалось бы, как по-новому можно поставить спектакль по столь известному и любимому многими читателями произведению? Как рассказать о тех проблемах, о которых пишет Достоевский?! И возможно ли донести классику до масс, особенно до школьников и студентов, понятно и легко?
Ответить на эти вопросы утвердительно, можно было уже после открытия занавеса. С самых первых секунд идет полное погружение в необыкновенно творческую и волнующую атмосферу, которой буквально пылает сцена. Белые клубы дыма, движущаяся сцена, темные фигуры, звуки поезда, чётко и правильно подобранный свет, цвета одежды героев (противопоставление невинности Мышкина с окружающими за счет его белого костюма) заставляют нас смотреть с восторгом на фигуры, сидящие на сцене: Мышкина (Игорь Лебедев), Парфёна Рогожина (Роман Пуличев).
Вся постановка спектакля завораживает своей оригинальностью от самого начала до самого конца, за что хочется отдельно поблагодарить художника-постановщика (Степана Загробяна), художника по свету (Ирину Вторникову) и художника по костюмам (Наталью Пальшкову) и, конечно же, режиссера-постановщика (Ашота Восканяна).
Глядя на актеров, можно с уверенностью сказать, что они полностью отдавались игре на сцене, вплоть до мельчайших деталей: напряжение в руках Мышкина во время сцен разговора с Рогожиным, невинная улыбка на лице Аглаи при первой встречи с Львом Николаевичем, отблески надежды в глазах Настасьи Филипповны.
Больше всего в спектакле мне понравилось взаимодействие Мышкина (Игоря Лебедева), Аглаи Епанчиной (Елены Троцкой) и Настасьи Филипповны (Натальи Лебедевой). Именно этот треугольник отношений, на котором построен спектакль, со слов Игоря Лебедева, и дает в полной мере осознать те мысли, которые до нас хотел донести как сам Достоевский в своем романе, так и Ашот Восканян – невинность и доброта в человеке должны быть всегда, как бы трудно не было; какие бы страхи, испытания и предательства не были в нашей жизни, мы должны оставаться людьми, беречь в себе человека, несмотря ни на что…
Актеры попытались открыть нам Достоевского, объяснить словами то, что происходит внутри нас.
Каждый из них, проживая свою роль, рассказывал нам, зрителям, о возвышенности и одновременно подлости и низости души человеческой, о борьбе, ежечасно происходящей внутри нас, о подмене любви жалостью… Они учили нас обращать внимание на незаметные порой мелочи, соединять разбросанные штрихи в одну целостную картину, видеть мир иначе, глубже, осознаннее… Они заставили нас задуматься о сложных вопросах счастья и любви, о потерянном времени, об алчности… о жизни. Сыграть Достоевского, прожить Достоевского может далеко не каждый, а они смогли.
И сколько бы лет не прошло, актуальность произведений Достоевского не пропадет никогда, ведь Фёдор Михайлович пишет о нас, о людях, о наших душах.
Известный русский поэт и критик И. Анненского сказал: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его». А мне хочется еще добавить: «Смотрите Достоевского».