«Последняя жертва» А.Н. Островского (Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской, г. Новочеркасск)
Спектакль играется в «чёрном кабинете». Огромные позолоченные части рам без картин, возникающие ниоткуда и исчезающие в никуда. Части рам служат то спинкой кресла, а то и гробом покойного мужа главной героини, хотя сцены похорон нет в пьесе (режиссёр-постановщик Пётр Орлов). Они же обрамляют действие, создавая «красивую картинку» (художник-постановщик Светлана Архипова).
Эти рамы появляются то сверху, то сбоку, а зачастую их двигают по сцене стильно одетые, вышколенные клерки. Они же что-то записывают, считают на счётах, подают реплики вместо какого-либо персонажа.
И в костюмах героев спектакля, и в их аксессуарах нет-нет да и промелькнёт элемент чего-то из современности, например, сумочка через плечо. И не случайно звучат порой романсы явно не из XIX века.
На заднике сменяются проекции – то зимний лес, то летний сад, вновь зимний лес и вновь сад. Так мы чувствуем, как течёт время.
Юлия Павловна Тугина (Елена Тоцкая) – молодая, живая и доверчивая вдова, потихоньку спускающая своё состояние на любимого человека. Это обманувший её пустейший игроман Вадим Григорьевич Дульчин (Анатолий Фалынский). В финале спектакля Юлия совсем другая – от неё теперь веет не жизнью, а холодом. Она всё растратила и вынуждена дать согласие на брак с Фролом Федулычем Прибытковым (Игорь Лебедев). Он практически покупает её. Помост арьерсцены поднимается под углом, и нашему глазу открываются разбросанные утрированно укрупнённые драгоценности.
Получается, что не о Юлии спектакль, а о деньгах. При любом упоминании о них сверху сыплются денежные купюры. Целый ворох. И к концу спектакля вся сцена становится усеянной ассигнациями.
В спектакле Фрол Федулыч совсем не старик, а красавец в расцвете сил. Но нет ему в жизни счастья. «Бог не дал», – это он о своих нерождённых детях. И дети не однажды появляются на сцене по воле режиссёра – и в мечтах Фрола Федулыча, и в мечтах Юлии. Ведь детей за деньги не купишь…
Алексей Климашевский