Примечательно, что заголовок этой статьи весьма неоднозначен: можно открывать двери театра в прямом смысле, а можно открывать театр для себя, как новый, прекрасный мир. Скажем сразу: в этой истории и то, и другое состоялось. Но обо всем по порядку.
В этом учебном году Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления традиционно пополнил свои ряды первокурсниками. Большая часть ребят – жители сельских районов. Столица донского казачества встретила новоиспеченных студентов массой впечатлений. Но одно оказалось особенным. Театр. Тут нужно заметить, что о нем дети имели весьма относительное представление – в основном, теоретическое, в рамках школьной программы (к сожалению, времена, когда в эфире советского телевидения показывались фильмы-спектакли в исполнении лучших театральных коллективов, канули в Лету).
Но всё когда-то случается впервые. И здесь важно, кто оказывается рядом. Преподаватель литературы колледжа Лариса Сергеевна Калинина – давняя и преданная почитательница Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской и Вера Владимировна Дурново, заместитель директора театра по работе со зрителями взяли на себя организацию похода ребят в театр уже в первых числах сентября, тем более, что для этого было несколько весомых поводов. Первый, конечно, - познакомить ребят с театром. Второй - выбор спектакля. «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского был определён не случайно – в этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя.
«Трудно одним словом передать впечатления ребят, - говорит Вера Владимировна. – Это было и удивление, и где-то недоумение. Одна девочка призналась, что ее стало переполнять волнение уже после третьего звонка, когда погас свет, стихли разговоры, открылся занавес… Были и те, кто испытал исключительно любопытство. Но главное, как мне кажется, равнодушных не осталось. Детям захотелось продолжить знакомство с театром».
И оно состоялось. Спустя несколько дней в зале музея колледжа уже шло обсуждение спектакля. Многие согласились с тем, что «Идиот» в исполнении Казачьего драматического театра – это не просто иллюстрация к произведению, спектакль дополняет и углубляет роман, позволяет увидеть то, что ускользает при чтении. «Сами герои на сцене раскрываются по-новому», - отмечали ребята.
А вот о том, что такое актерская профессия, как создаются сценические образы, рассказала заслуженная артистка РФ Ирина Владимировна Шатохина, исполнительница одной из главных ролей в спектакле. «Сказать, что выступление Ирины Владимировны вызвало интерес – ничего не сказать, - говорит Вера Владимировна Дурново. – Для ребят это стало откровением. Она удивительным образом вовлекла их в свой рассказ. Сначала – гробовая тишина, только ее голос, а потом – «лес» рук. Вопросы-вопросы-вопросы. Как не чувствовать страха сцены? Каково это, проживать десятки жизней других людей? Какие роли любимые?» Их у Ирины Владимировны немало. Но, пожалуй, одна из наиболее близких – мать из «Кровавой свадьбы» Ф.Г. Лорки. Монолог из этой пьесы, который прочитала актриса, звучал пронзительно и трагично. И снова звенящая тишина в зале, в котором находились несколько десятков совсем еще молодых людей, только-только прикоснувшихся к театру…
Недаром говорят, «велика сила искусства». Один спектакль, одна встреча, а сколько переживаний – ярких, глубоких… Хочется верить, что эти ребята, как и многие их сверстники пойдут в театр, тем более, что теперь у них есть возможность приобрести билеты без ущерба для своего бюджета. Благодаря новому общероссийскому проекту «Пушкинская карта», они могут смотреть спектакли театра (равно, как и посещать выставки, концерты и т.д.) за государственный счет.
Заслуженная артистка РФ Ирина Шатохина: «Пушкинская карта» - действительно очень своевременный проект. Правда в том, что сегодня не часто видишь молодые лица в зале. Но давайте вспомним, что говорил великий Николай Васильевич Гоголь: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Я уверена, театр способен «разбудить» подростка, помочь ему найти в себе умение и желание переживать, вступать во внутренний диалог с историей, которая происходит у него на глазах - здесь, на сцене… И «Пушкинская карта» в этом большое подспорье».