Всероссийский фестиваль «Старейшие театры России в Калуге» принимает на своей сцене театры страны, возраст которых перешагнул за вековой. Но формальность цифр никогда не ставится здесь выше творческих открытий. К примеру, дипломы конкурса за режиссуру и главную мужскую роль взял 95-летний Брянский театр драмы. Верность традициям русского театра определяется на фестивале не столько годом основания, сколько актерской культурой и школой.
«Кириллин день», сцены из трагедии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного» Анатолий Слюсаренко поставил сдержанно и величаво. Царь Иван IV повторно восходит на царство, но терпит одну военно-политическую неудачу за другой, предчувствует боярские интриги за спиной и уже ждет предсказанную ему волхвами смерть. Заслуженный артист России Александр Кулькин играет Грозного в строго очерченном рисунке роли предельно человечно. Его царь лукаво ироничен и погружен в рефлексию, это человек недюжинного ума и душевной пластичности, на одной чаше весов которого сердце и совесть, а на другой – государственное дело. Еще одной попыткой приблизить историческую пьесу к сегодняшнему зрителю стала постановка Донского (казачьего) театра драмы «Царской охоты» Леонида Зорина, которая начинается с казни донского казака Емельки Пугачева. Усеяв подмостки сеном, театр предложил универсальную метафору империи в виде гигантских канделябров, создающих атмосферу золоченых залов, и шатающегося трона императрицы Екатерины (Людмила Ильина) – провинциальной немки, в руках которой оказалась вся Россия. Спектакль получил специальный диплом за пространственное решение.
Елизавета Авдошина